Маркировка алкоголя
Маркировка алкоголя
С 1 июля 2018 года ФСРАР ввела новые требования по учету спиртосодержащей продукции. Согласно нововведениям, производители алкоголя обязаны идентифицировать каждую единицу товара. Аналогичные требования предъявляются к импортерам согласно ТР ТС маркировки алкогольной продукции.
Что такое маркировка алкогольной продукции
Согласно постановлению о маркировке алкогольной продукции, на каждую бутылку наносится штрихкод — федеральная специальная марка. Производитель приобретает в органах ФСРАР на условиях предварительной оплаты (п.2 ПП РФ от 21.12.2005 № 785). Данные штрихкода поступают в систему ЕГАИС и впоследствии используются всеми участниками процесса. Дополнительно производители и импортеры формируют группы продукции согласно Федеральному закону № 171-ФЗ от 22.11.1995.
Требования к маркировке пищевого пластика для алкоголя
Проводится отдельная маркировка пищевого пластика для алкоголя с целью не допустить повторного использования ПЭТ-бутылок. Фасовка и реализация напитков высокой крепости допустима в таре из PET, PETE и PEHD, HDPE объемом не более 1500 мл. Не допустимо разливать и продавать алкоголь в:
- Полистироловых бутылках (маркировка PS) — при контакте со спиртосодержащими жидкостями тара выделяет стирол. Его накопление в организме провоцирует тяжелые нарушения в работе печени, вплоть до цирроза.
- Полипропиленовая тара (маркировка PP) выделяет фенол, опасный для для органов зрения и мочевыделительной системы.
Зачем нужна маркировка алкогольной продукции
Маркировка алкоголя преследует несколько целей:
- пресечение реализации контрафакта – около 30 % алкоголя в России произведено незаконно;
- ужесточение контроля и сбыта спиртосодержащей продукции – с помощью штрихкода отслеживается движение каждой бутылки с момента изготовления до этапа продажи потребителю;
- исключить возможность реализации алкоголя с «зеркальными» марками – в системе ЕГАИС фиксируется каждый штрихкод, при их совпадении в контролирующие органы поступает соответствующее уведомление.
Для физических лиц – покупателей, маркировка алкогольных напитков важна для проверки подлинности спиртной продукции в магазине. Воспользовавшись специальным приложением для смартфонов на базе iOS и Андроид – «Проверка товаров», «Маркировка», потребитель получает исчерпывающую информацию о выбранном алкоголе.
Особенности маркировки алкогольных напитков
Штрихкод уникален и наносится на продукцию единожды. Маркировка содержит:
- идентификационный номер – включена информация с кодом товарной группы в соответствии с Единым Каталогом маркированной продукции;
- проверочный номер – создается на базе криптографических технологий и всегда включает уникальный набор кодов, что исключает повторение;
- GTIN-код – включает базовые сведения о продукте и производителе.
Штрих-код для маркировки алкоголя включает следующую информацию:
- название продукции;
- страна завода-изготовителя;
- название предприятия, выпустившего алкоголь;
- дата выпуска спиртного и срок годности;
- состав продукта и технология производства.
Алкогольная продукция, подлежащая маркировке
Обязательной маркировке подлежат практически все спиртные напитки. Исключение составляют следующие группы товаров:
- этиловый спирт;
- пиво и пивные напитки;
- сидр.
Действующий закон налагает на участников рынка следующие обязательства:
- производители – формирование отчетов об объеме производимой продукции с нанесением идентификационного кода на каждую бутылку спиртного и передачей данных в ЕГАИС при помощи 2D-сканера
- поставщики – поштучный учет спиртных напитков с отправкой данных в ЕГАИС;
- точки сбыта – сканирование штрихкодов каждой единицы алкоголя при получении продукции от поставщика и продажи потребителям. Когда данные о реализованном товаре фиксируются в чеке покупателя, в системе ЕГАИС отмечается продажа и закрывается движение товара.